Чернівецький аеропорт обслужив лише трохи більше чотирьох тисяч пасажирів, що удвічі менше, ніж до вимушеного простою

Чернівецький аеропорт обслужив лише трохи більше чотирьох тисяч пасажирів, що удвічі менше, ніж до вимушеного простою

30.03.2021, 09:12

В марте 2021 года пройдет год с введения первого локдауна в Украине. За этот год карантинные ограничения несколько раз усиливали и ослабляли, но в целом они действовали постоянно. Редакция AIN.UA решила узнать у предпринимателей, как они пережили этот период, какие меры принимали, что бы удержать бизнес «на плаву» и как планируют действовать дальше.

В этом материале о влиянии локдауна на бизнес рассказывает создатель тревел-сервиса TripMyDream Андрей Буренок.

Как сфера авиаперелетов пережила карантинные ограничения?

Она еще не пережила. И это тот случай, когда последствия придется «лечить» годами. В 2020-м украинские аэропорты полноценно отработали только январь и февраль. Потом же из-за карантинных ограничений и приостановки регулярного авиасообщения пассажиропоток рухнул.

  • В Борисполе — до 5 157 848 пассажиров, что на 66%, чем в 2019-м
  • В аэропорту «Киев» (Жуляны) — до 704 500, что на 71% меньше, чем в 2019-м
  • В аэропорту «Львов» — до 878 500, что на 60,4% меньше, чем в 2019-м
  • В аэропорту «Харьков» — до 659 263, что на 50,8% меньше, чем в 2019-м
  • В аэропорту «Одесса» — до 698 706, что на 58,7% меньше, чем в 2019-м
  • В аэропорту «Черновцы» — до 4181, что на целых 94,5% меньше, чем в докарантинные времена.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Зеленський ввів в дію рішення РНБО про націоналізацію підприємства "Мотор Січ", яке запускає літак у Чернівці

На реконструкцію Чернівецького аеропорту необхідно 624 232,305 тис.грн.

Зеленський планує реконструкцію аеропорта Чернівців

Чернівецького аеропорту немає у переліку десяти українських летовищ, де приймають "Дію"

 "Карколомна кількість фінансових зловживань попередників, крадіжка документів, відвертий саботаж": колишній директор аеропорту розповів про численні порушення на комунальному підприємстві і нелюдське звільнення

Международные авиаперевозки во всем мире сократились на 74%: с 1,5 трлн пассажиров в 2019-м до 381 млн в 2020-м. Это привело к потере $1,3 трлн, что в 11 раз больше, чем потери из-за мирового кризиса в 2009-м году.

Главными направлениями среди украинцев в 2020-м году были Турция и Египет, также выстрелила экзотика, люди летали и на Мальдивы, и в Доминикану, и в Занзибар.

Больше всего полетов в 2020-м году выполнила авиакомпания Turkish Airlines (14 623). На втором месте — МАУ (14 406), а на третьем — авиакомпания Belaviа (10 644 полета). Топ-10 авиаперевозчиков по количеству полетов в 2020-м году выглядит так:

  • Turkish Airlines — 14 623;
  • МАУ — 14 406;
  • Belaviа — 10 644;
  • Wizz Air — 9 151;
  • Windrose — 8 511;
  • SkyUp — 8 434;
  • LOT —6 260;
  • Ryanair — 5 965;
  • AzurAir — 4 633;
  • Pegasus — 3 446.

Многие авиакомпании сейчас находятся в состоянии выживания. На плаву держатся те, у которых есть какие-то резервы. Сократив существенно команду, отказавшись от аренды офиса, работая удаленно, отказавшись от IATA, перейдя к консолидаторам, которые сейчас на коне, авиаперевозчики выживают, надеясь дотянуть до лучших времен. 

Я не знаю, как они потом будут развивать свой бизнес, понадобятся же деньги на маркетинг, на новую команду, но они тянут и, возможно, дотянут. У многих авиакомпаний огромные долги. Некоторые авиакомпании должны мне десятки тысяч евро.

Насколько бизнес просел за это время?

TripMyDream — сервис поиска авиабилетов и путешествий. Мы зарабатываем на комиссии от продажи авиабилетов, бронирования отелей, экскурсий, страховок и ж/д билетов. До кризиса у нас было около 3 млн визитов на сайт в месяц, а в январе 2020-го – рекордные цифры по продажам.

Но в целом за коронавирусный год количество транзакций упало на 70%, а общий доход от продаж на 77% по сравнению с 2019-м. Многие коллеги по отрасли упали точно так же. Но нужно учесть, что январь и февраль 2020-го были хорошими месяцами, даже половина марта была более-менее нормальная.

Границы частично открылись, но люди все равно боятся покупать билеты. Они не уверены, что лететь безопасно, условия въезда в ту или иную страну меняются едва ли не каждую неделю, никто никогда не знает состоится ли рейс вообще. Путешествие за границу для многих теперь – большой стресс. 

Зато люди стали больше путешествовать по Украине, начали чаще выезжать на природу, в автомобильные туры по колоритным городам и селам. Все скучают по путешествиям и пытаются всеми возможными способами воссоздать эмоции, которые получали на отдыхе в другой стране. 

Мы тоже очень ждем возрождения тревела. Если взять только tripmydream.com, то в 2020-м году количество уникальных пользователей упало на 36%.

  • Органический трафик упал на 40% — c 10 млн до 6 млн;
  • Директ трафик упал на 45% — c 1 млн 600 до 1 млн;
  • Брендовый трафик упал на 50% — c 600 000 до 300 000;
  • Трафик из социальных сетей наоборот вырос — с 560 000 до 720 000.

Как долго будет восстанавливаться бизнес после этого падения?

Я потерял много сотен тысяч долларов, но при этом сохранил команду, ее зарплаты и офис в Unit.City. Мы продержались этот год, однако о перекрытии убытков говорить еще очень рано. 

Когда восстановится travel? 50% авторитетных экспертов из UNWTO считают, что в 2022 году, другие 50% — предполагают, что мы снова сможем нормально летать уже в конце 2021 года. 

При этом 41% экспертов, считают, что до уровня 2019-го года туризм вернется не раньше 2024-го. 43% рассчитывают, что это произойдет в 2023-м, а 15% — делают ставку на 2022-й.

В наше время сложно не только бизнесу, но и каждому отдельному человеку. Молодые путешественники гораздо быстрее восстанавливаются после шока от закрытия границ и начинают возвращаться к путешествиям.

А более взрослое население очень медленно восстанавливается и пока боится куда-то лететь и даже ездить по своей стране. Этой категории людей нужна стабильность, но где ее взять сейчас?

Помогало ли государство каким-то образом? 

От государства помощи не было, но, если честно, я ее и не ждал. Привык всегда рассчитывать только на себя и на свою команду. 

Что делали, чтобы выживать в это время? 

К весне 2020-го мы собирались масштабировать TripMyDream, планировали запустить мобильное приложение, сервис прогнозирования цен на авиабилеты, новый продукт tripmix, планировали представить аудитории обновленный бренд, но тут наступили март 2020-го. 

Travel-отрасль парализовало и первым делом мы начали помогать не себе, а людям. После прекращения авиасообщения десятки тысяч украинцев застряли в разных уголках мира и писали мне лично: «Андрей, почему мой рейс отменили?», «Я застряла с 2-летним ребенком. Что делать?» «Сейчас же верните мне деньги за отмененный рейс» и так далее.

При том, что мы не продаем авиабилеты, а просто их находим, я начал думать, как помочь путешественникам и создал в Telegram-чат «Хочу домой». Через три дням там было почти 4000 человек.

Эти люди присылали друг другу полезную информацию, помогали вернуться с той или иной страны. На основе «Хочу домой» создали еще несколько десятков чатов: «Хочу домой. Польша», «Хочу домой. Индонезия», «Хочу домой. Таиланд» и так далее.

И десятки тысяч украинцев благодаря этому сервису смогли скоординироваться, добиться своих прав, заказать вместе чартеры, автобусы, объединиться и добраться наконец-то домой. Мало кто знает, что этот чат сделали мы. Но те, кто в курсе, писали, что канал «Хочу домой» был полезнее большинства посольств.

Что мы делали, чтобы минимизировать удар для TripMyDream? Для начала сократили маркетинговые затраты на 90%, даже больше. Сливать свой бюджет точно не хотелось. 

Также мы начали еще больше писать в медиа TripMyDream, за 2020-й мы написали 880 статей. Людям была необходима проверенная информация, мы первыми публиковали актуальные новости, поддерживали свою аудиторию, развлекали ее, придумывали акции и челленджи.

Поскольку невозможно было летать за границу, мы быстро переориентировали наше медиа в формат «Путешествий по Украине»: летом наши читатели по-новому влюблялись в Украину,  именно мы рассказывали всем о самых интересных местах, маршрутах и идеях для небанального отдыха.

В мае 2020-го мы с digital-командой TripMyDream успешно зашли на территорию онлайн-обучения, упаковали свой многолетний опыт в курс «Комплексный интернет-маркетинг». К этому дню мы обучили уже более 1000 студентов.

Также мы создали небольшое digital-агентство и сейчас работаем с десятью клиентами. Ну, и, конечно же, мы продолжили помогать путешественникам. Сделали сервис «Ограничения», где можно посмотреть актуальные условия въезда в любую страну и ознакомиться с условиями возвращения домой. Запустили платформу ask.tripmydream, где путешественники разруливают тревел-вопросы друг друга, а также добавили на сайт раздел с ж/д-билетами и страховками.

Еженедельно в 2020-м мы выпускали на YouTube полезные видео, показывали, как мир справляется с карантином, делились тревел-советами и вдохновляли на будущие путешествия.

Ваши прогнозы на этот год?

Я потерял огромные деньги, принял это и иду дальше. Мы ни у кого ничего не одалживали, не брали кредиты и держимся исключительно своими силами. Для нас важно остаться в этом рынке, выжить, дотянуть до момента, когда сможем работать еще в меньший минус и в ноль. 

А по поводу путешествий — они, конечно же, будут другими. Но они обязательно будут.

Джерело: https://ain.ua/2021/03/26/tripmydream-spustya-god-karantina/

1