Ольга Кобылянская в гостях у Леси Украинки
Наш гость – Мирослав Гринишин, главный режиссер Черновицкого областного музыкально-драматического театра имени Ольги Кобылянской.
– ВЫ открываете сезон гастролями в Киеве. Что привезли сюда?
– 21 и 22 сентября покажем на сцене театра Леси Украинки нашу последнюю работу «Земля» по роману Ольги Кобылянской. Я называю этот спектакль «священной коровой Буковины». Он стал визитной карточкой черновицкого театра еще в 1947 году, когда его поставил художественный руководитель Василий Василько. Спектакль возили в Москву, где он имел успех. В 70-е годы была вторая версия постановки, а нынешняя уже третья. Театр хочет вернуть ее в репертуар, поскольку он связан с именем Кобылянской.
– Кто постановщик новой версии?
– Театр целенаправленно пригласил меня. Я раньше не вникал в суть материала. Но, взяв роман, узнал, что он состоит из двух томов. Раньше, начиная с инсценизации Василько, всегда ставили только первую часть. Заканчивалось все как бы хеппи-эндом – семья счастливая, конфликт исчерпан. Все на земле прекрасно, все возвращаются на нее работать.
Во втором томе Кобылянская продолжает историю жизни младшего брата, которого суд не признал убийцей. Меня заинтересовала в романе история Саввы, решившегося на такой поступок. У него была семья, дети. Но он, пустившись во все тяжкие, стал искать возможность порвать с семьей, пытаясь уничтожить то, к чему всю жизнь стремился. В итоге приходит к решению уйти из этой патриархальной жизни, уехать из села, из страны.
– Кто занят в спектакле?
– Практически вся труппа. Главную роль играет директор театра Юрий Марчак, который давно не выходил на сцену. Но он потрясающий актер – по фактуре, по школе, тембру голоса, глубине анализа роли и ответственности перед материалом. Альтернативы ему не было. Если бы Юрий Михайлович отказался, было бы очень сложно поставить спектакль, поскольку соотношение фигур отца и детей должно иметь определенную мотивацию. К счастью, он согласился! Я ему очень благодарен, ведь понимаю, насколько сложно совмещать административные функции и актерство.
…Сейчас в институты не идут подобные фактурные личности. Поступают маленькие, гибкие, с хриплыми или тонкими голосами, но нет с таким мощным мужским началом, в котором бы проявлялся не только пол, но и характер. То есть «камни», из которых можно складывать мощные персонажи. Увы, подобный тип актеров вырождается из-за невостребованности.
– Чем порадует театр в этом сезоне?
– Я ставлю «Апостола черни» Кобылянской. Будет еще комедия «Парадокс», над которой работает художественный руководитель театра Людмила Скрипка. Еще предполагается выпустить сказку.
– А вообще каково живется областному театру в нынешних условиях?
– В Черновцах ведется правильная политика и в отношении к публике, и в отношении к материалу, репертуарной политике. Руководство пытается реализовывать некую «семейную» модель. Это прежде всего бережное отношение ко всем работникам театра и актерам. Почему мы даем на гастролях два спектакля двумя составами, хотя это изначально убыточное предприятие – везти в Киев почти весь коллектив. По словам директора, это сделано для того, чтобы не разрушить доброжелательную атмосферу в труппе.
Были у нас и проблемы с ремонтом. Несмотря на наличие спонсорских средств и готового проекта, Минкультуры в течение полугода не подписывало лист соглашения. Наверное, думали, что директор будет им сумками деньги возить, а он принципиально этого не делает. За последние лет двадцать не построен ни один театр. Никто из руководства не заинтересован выделять на это государственные деньги, они способны только тырить.
Большая проблема областных театров в том, что они используются как обслуживающий персонал для организации различных государственных праздников. Считаю, что это убийственно для театра. Ведь у театра совсем другие цели. Есть масса самодеятельных и художественных коллективов, которые прекрасно могут с подобным справиться.
Плюс отношение к гастролям. Черновцы в 40 километрах от границы с Румынией. А оттуда еще столько же до городка Ботошани, где прекрасный театр, в который на реконструкцию вложено немало средств. Я спрашивал директора, почему мы едем куда-то за сотни километров, когда рядом есть такая площадка. Юрий мне объяснил, что невозможно выехать, перевезти декорации... Государственная машина создала такие условия, чтобы театр обслуживал их местечково-липовые интересы. А ведь в Ботошани множество всяких театральных конкурсов, фестивалей, на которые приглашаются коллективы из разных стран, где можно было бы представлять украинское искусство.
– А в Черновцах проводят театральные фестивали?
– В этом году с 23 по 31 октября пройдет уже десятый фестиваль комедии «Золоті оплески Буковини». В прошлом году он из-за известных событий не проводился. В фестивале участвуют ведущие украинские и зарубежные труппы, с которыми у театра Ольги Кобылянской заключены соглашения о сотрудничестве, а также как гости другие театры Европы, театральные критики, известные режиссеры и актеры.
– Успехов вам в новом сезоне.
Автор: Александр БЕЛЕНЬКИЙ.
Джерело: http://rg.kiev.ua/