Дастин Хоффман сыграет черновицкого мэра
Четырехъязычные Черновицы были музыкальным городом,
городом, приютившим многочисленных художников,
поэтов, любителей искусства, литературы и философии.
Роза Ауслендер
Канадская компания Veni Vici Entertainment Inc. из Торонто приняла решение снять фильм о черновицком мэре Траяне Поповиче, который в годы румынско-немецкой оккупации Буковины спас 20 тысяч евреев, препятствуя их депортации. Роль Поповича согласился играть известный голливудский актер Дастин Хоффман, заявивший: «У меня сильное еврейское национальное чувство. Я — румынский еврей!» В конце 30-х гг. родители Дастина, евреи происхождением из Украины и Румынии, эмигрировали из Румынии в США (отец Харви — декоратор мебели, а мать Лилиана Голд — джазовая пианистка, причем, как утверждается в некоторых биографиях актера, радикально левых, «красных» взглядов). В современных Украине и Румынии Траян Попович возвращен из мотивированного идеологией исторического забвения лишь три года назад, когда в Черновцах в доме №6 на ул. Заньковецкой в его честь была открыта мемориальная доска.
«Плохой националист»
Дело в том, что в глазах идеологов (как румынских националистов, так и советских пропагандистов, а также впоследствии украинских правых) Попович был фигурой неудобной. Для националистически настроенных румын он «плохой румын», так как любому восточноевропейскому национализму, кроме, может быть, чешского, свойственен антисемитизм. В его основе лежит историческая германизация городской культуры региона и противопоставление ей славянской культуры деревни. Советской идеологической платформе был присущ черно-белый подход к анализу исторических событий, а соответственно, в партии диктатора Антонеску «порядочных людей быть просто не могло». Что касается украинских националистов, то, кроме обстоятельства, указанного выше, и естественного неприятия конкурентов — претендентов на историческое наследие Буковины, еще один мотив становится очевидным из документа, гораздо более известного, нежели краткая «Исповедь» Траяна Поповича. Это так называемый дневник канадского врача Натана Гецлера, и о первом дне вторжения и оккупации там сказано: «Молодые люди — румыны и украинцы — с повязками на рукавах, приводят патрули в еврейские дома...»
Амстердам на Пруте
Здесь, видимо, надо объяснить, что до Первой мировой войны евреи составляли в тогдашних стотысячных Черновцах, крупном финансово-экономическом центре восточных земель империи, более трети населения. Многие поколения родились на этой земле — их предков привлекла на Буковину средневековая Османская империя, здесь (как в те же годы на другом, морском берегу Европы, в Голландии) они нашли убежище от преследований католическими фанатиками на Пиренеях. Не зря создавшие Голландию повстанцы-гезы носили на шляпах монеты с надписью «Лучше турок, чем папа». В свою очередь при Габсбургах, заинтересованных в распространении немецкоязычной культуры на перешедших под их контроль землях, евреи Буковины обладали равными с другими этническими группами правами. Как пишет минский литературовед Галина Синило в работе «Я, пережившая ужас, пишу из слов жизнь...» /Тема Холокоста в поэзии Розы Ауслендер», это был так называемый bukowiner Ausgleich, «буковинское равновесие». Либеральные депутаты от различных этнических групп (румыны, русины, евреи, немцы) сотрудничали, объединившись в «союз вольнодумцев».
«В Черновицах действительно царила атмосфера известной толерантности и сотрудничества, что привлекало в город евреев, в том числе и деятелей культуры. Терпимость проявлялась и в области религиозной. Так, известно, что православный митрополит Буковины и Далмации д-р В. фон Рент, узнав в 1914 г. о погромах и убийствах евреев, чинимых наступавшими русскими (царскими. — Авт.) войсками, спрятал в своей резиденции 63 Свитка Торы из реформистской синагоги — Темпля (Храма), открытого в Черновицах в 1877 г. Митрополит возвратил евреям Свитки в 1918 г., после окончания войны, когда Буковина вошла в состав Румынии». Впрочем, надо подчеркнуть — с апреля по август 1917 года, когда власть российского Временного правительства представлял краевой комиссар Галиции и Буковины Дмитрий Дорошенко, погромов и других репрессий по этническому признаку в городе не происходило.
Немецкий историк Карл Шлегель в книге «Прогулки по Ялте и другие» пишет об этом «украинском Амстердаме»: «Город имеет литературную экзистенцию в интерпретациях и биографиях Пауля Целана и Розы Ауслендер, поэтов, там родившихся и выросших... Это была «маленькая Австро-Венгрия»... В этом городе был велик, говоря словами Шопенгауэра, интерес к размышлениям, а не к размышлениям над интересами. Здесь были: последователи Шопенгауэра, ницшеанцы, марксисты, фрейдисты, спинозисты; они увлекались Гельдерлином, Рильке, Стефаном Георге, Траклем, Эльзой Ласкер-Шюлер, Томасом Манном, Гессе, Готфридом Бенном, Бертольдом Брехтом... Их увлекали классические и современные сочинения на иностранных языках, особенно — французская, русская, английская и американская литературы... Исчезнувший город, исчезнувший мир».
Кратко и емко высказалась по вопросу черновицкой идентичности философ из Дюссельдорфа Елена Бурлина: «Окраина Западной Европы. Маленькая Вена, резюме Запада». Где, собственно, еще мог начать карьеру преподавателя и ученого один из экстравагантных революционеров экономической теории Йозеф Шумпетер? А где еще, кроме царского двора, могла чеканиться... российская монета? В 1771—1774 гг. на территории нынешнего района Садгора существовал российский монетный двор — для обеспечения потребностей российской армии везти из Петербурга монеты оказалось слишком дорого, и это дело, согласно первому историку города и первому ректору университета Раймунду Фридриху Кайндлю, поручили некоему генералу Гартенбергу. Современные исследователи считают его датчанином, впоследствии саксонским придворным и польским казначеем, которому пришлось бежать в Россию, будучи приговоренным к смертной казни за махинации. Монету печатали из металла трофейных турецких пушек. Традиция осталась — в середине XIX в. в Садгоре, рядом с резиденцией раввина, российская контрразведка после долгих поисков выявила центр массовой подделки имперских облигаций и передала эти данные австрийской жандармерии. Жандармы провели тотальные аресты, включая раввина. Дело попало к неподкупному следователю. Поэтому взятки пришлось везти к самому имперскому министру юстиции в Вену, который от греха подальше и перевел следователя с повышением в Лемберг...
Отсюда становится ясно, каким кошмаром стало для «окраины Западной Европы» вторжение одержимых идеями самоопределения с помощью винтовки, а позже еще и национального превосходства орд из Европы Восточной и Центральной. Принадлежа в первую очередь к «местным», а потом уже к румынам, городской голова Попович пытался спасти этот мир.
Теперь одному из праведников мира Траяну Поповичу установлен памятник в Тель-Авиве, а фильм, который планируется завершить в 2012 году, канадцы будут снимать в Черновцах — на родине своих родителей впервые побывает и Дастин Хоффман. За последние годы о той истории написано уже немало (в том числе и автором этих строк – см. «Кирпичики победы: «список Поповича»). Поэтому хотелось бы поместить случай Поповича в более широкий контекст.
Наш Multikulti
Минуло двадцатилетие независимости государства граждан Украины всех национальностей, как расшифровывает Конституция понятие «украинский народ». Скажу банальность: в нынешних границах Украина создана властью советской — и, как и многие большие державы, она очень разная. Эту банальность тем не менее необходимо повторять и повторять, особенно на фоне тревожного ренессанса правого экстремизма в Европе. Ведь фраза «нация эмигрантов» по отношению к США звучит не менее банально, однако служит краеугольным камнем американской национальной идеи равенства возможностей. А единственный смысл существования Украины в ее нынешней форме состоит не в реализации неких, в значительной степени мифических, «вековечных устремлений» украинского народа, направленных на создание национального государства (в любом случае эта задача уже 20 лет как выполнена), а в возможности быть лучшей Родиной для всех народов, ее населяющих. Народов, слагающих украинскую гражданскую нацию. Гражданскую нацию Страны Окраин.
Споры о наследии, корнях, первородстве и пр. не утихнут еще многие годы, но кухонные и газетные дискуссии не должны переходить на территорию законодателя — ведь это всегда заканчивается одним и тем же, а именно геноцидом. Активисты всех этнических и этнокультурных сообществ в Украине выглядели бы глупо, некритично повторяя за некоторыми европейскими деятелями: Multikulti ist tot («Мультикультурализм умер»).
В то время как эти деятели преследуют цель скрыть ошибки своей социальной политики и вред от выгодного «экономическим некрофилам» (финансовым кругам) потребительского образа жизни, для Украины, в которой СССР, а затем его наследники из партийно-хозяйственной номенклатуры воплотили (пусть и не без справедливых претензий к конечному украинскому результату) Multikulti на практике, националистическая риторика означает крушение многих культурных экосистем. Здесь Multikulti может быть только живым — lebt!
Ведь все эти среды неразрывно и непрерывно переплетаются между собой. Та же фамилия Попович — и молдавско-румынская, и русинская (украинская), и белорусская (литвинская), и польская! И ни один регион Украины не является «гомогенным», этнически цельным. Это бесценное богатство (например, смешение народов под властью свободы в свое время послужило главной причиной послереволюционного взлета Амстердама), и только недалекие политиканы способны искать в этом явлении зацепки для конфликтов, выделять различия и на разделении нас строить свою политическую карьеру.
Уроки
К сожалению, подобные политические аферисты и в обозримом будущем не переведутся. Опыт Германии, где существует служба охраны конституции, не помешало бы позаимствовать не только норвежцам, но и нам. Пусть это не прозвучит «тоталитарно» — живучесть такой социально-интеллектуальной «пошести», как этнический национализм, производна от того обстоятельства, что сама по себе «нация» является искусственным объектом, абстракцией политически мотивированных интеллектуалов. Этнический национализм, ксенофобия, расизм — это изводы «узурпации» такой абстракции с целью незаслуженно подняться над другими и притеснять их. На народном языке такая мотивация метко именуется жлобством. Ведь логика маньяка может казаться безупречной, пока не обнаружится, что главным мотивом всех событий и процессов он полагает тайную войну марсиан и венериан за контроль над человечеством...
Задача современного государства — сделать приход к власти подобных «маньяков и жлобов» невозможным. Да, Украине не всегда и не в полной мере удавалось придерживаться этого требования, но стоит надеяться, что необходимые шаги все же будут сделаны и старые обиды забудутся. А исторические фигуры, объединяющие получившую в годы лихолетья не одну пробоину гражданскую нацию, наконец доберутся до страниц школьных учебников. Ведь гражданственность воспитывается школой — выхолащивание ценностного компонента в среднем образовании воочию демонстрирует результаты, а именно становление подлого культа мамоны и примитивного культа силы.
Будут ли способны нынешние школьники и студенты на то, чтобы выстроить «моральный оплот», о котором пишет в «Исповеди» Траян Попович, рискнувший личным положением, материальными благами, дружбой и уважением однопартийцев ради того, что считал правильным?.. Остается лишь пожелать Дастину Хоффману успеха, любимому городу — дальнейшего процветания, а юбилейной Украине — новой дороги к единению на здоровой основе.
Голосование
Максим МИХАЙЛЕНКО
Еженедельник 2000 — Аспекты — Наследие
Данная статья вышла в выпуске №34 (570) 26 августа - 1 сентября 2011 г.
КОМЕНТАРІ (2)
Уважаемый Максим Михайленко, Вы написали прекрасную и интересную статью, открывающую неизвестное пр
11 вересня 2011 06:34
Мой Email: [email protected]; [email protected]
Буду рада, если откликнитесь
Елена Бурлина
11 вересня 2011 06:36