Буковина стане полігоном, де чиновники спробують переплюнути Михайла Горбачова
Обговорення плану заходів з проведення антиалкогольної кампанії в Україні розпочинається з Чернівецької області. Про це повідомив голова Національної експертної комісії України з питань захисту суспільної моралі Василь Костицький. Гучну заяву було озвучено під час засідання громадської колегії (регіональної комісії) України з питань захисту суспільної моралі в Чернівецькій області, що відбулося 19 березня під керівництвом заступника голови обласної державної адміністрації Віталія Темерівського.
Зазначений план заходів передбачає створення умов для зменшення вживання молодим поколінням алкогольних напоїв та покращення здоров’я громадян шляхом формування у дітей та молоді стійкого негативного ставлення до вживання, розповсюдження, реклами алкоголю, пропаганду у молодіжному середовищі модних тенденцій здорового способу життя, забезпечення контролю за доступом до алкогольних напоїв дітей та молоді, зменшення реклами алкогольних напоїв у теле- та радіоефірі.
Також запропонований Комісією план передбачає внесення змін до законодавства про рекламу у частині заборони реклами знаків для товарів та послуг, під якими випускаються алкогольні напої, що є спонсорами теле- і радіопередач, театрально-концертних, спортивних та інших заходів, врахування у рекламі алкогольних напоїв вимог Закону України «Про захист суспільної моралі», проведення рейдів-перевірок дотримання вимог законодавства закладами торгівлі та громадського харчування щодо заборони продажу алкогольних напоїв неповнолітнім, організацію Всеукраїнського легкоатлетичного кросу «Я обираю здоровий спосіб життя», конкурсу на кращу соціальну рекламу антиалкогольного спрямування, профілактичних заходів з метою запобігання вживання спиртних напоїв серед школярів і студентів та попередження негативних соціальних наслідків і шкоди їх здоров’ю тощо.
Довідково:
В настоящее время наибольшей известностью пользуется антиалкогольная кампания периода 1985—1987 гг., имевшая место в самом начале Перестройки (период т. н. «ускорения»), когда, невзирая на предыдущие этапы борьбы, потребление алкоголя в СССР неуклонно росло. Она началась спустя два месяца после прихода к власти Михаила Сергеевича Горбачёва и потому получила название «горбачёвской».
Хотя инициаторами кампании были члены Политбюро ЦК КПСС М. С. Соломенцев и Е. К. Лигачёв, которые вслед за Ю. В. Андроповым полагали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм.
7 мая 1985 года были приняты Постановление ЦК КПСС («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма») и Постановление Совмина СССР N 410 («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»), которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причём предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи.
16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. Соответствующие Указы были приняты одновременно во всех союзных республиках.
Исполнение было беспрецедентным по масштабу. Государство впервые пошло на снижение доходов от алкоголя, которые были значимой статьёй государственного бюджета, и стало резко сокращать его производство. После начала борьбы с пьянством в стране было закрыто большое количество магазинов, торговавших ликёро-водочной продукцией. Магазины, в которых продавалось спиртное, могли делать это лишь с 14:00 до 19:00.
Кампания чрезвычайно негативно отразилась на винодельческой отрасли и её сырьевой базе — виноградарстве. Тем не менее, рост потребления «нелегального» алкоголя не компенсировал падения потребления алкоголя «легального», в результате чего реальное сокращение общего потребления алкоголя всё-таки наблюдалось, что и объясняет те благотворные последствия (снижение смертности и преступности, рост рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни), которые наблюдались в ходе проведения антиалкогольной кампании.
Направленная на «моральное оздоровление» советского общества, антиалкогольная кампания в реальности достигла совершенно иных результатов. В массовом сознании она воспринималась как абсурдная инициатива властей, направленная против «простого народа». Для лиц, широко вовлечённых в теневую экономику, и партийно-хозяйственной элиты (где застолье со спиртным было номенклатурной традицией) алкоголь по-прежнему был доступен, а «доставать» его были вынуждены рядовые потребители.
Массовое недовольство кампанией и начавшийся в 1987 году в СССР экономический кризис[31] вынудили советское руководство свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя. Хотя указы, ограничивавшие продажу и потребление алкоголя, не были отменены (например, формальный запрет на продажу алкоголя до 14 часов был отменён только 24 июля 1990 года постановлением Совмина СССР N 410), активная пропаганда трезвенности была прекращена, а продажи алкоголя пошли вверх. По оценкам, среднее потребление спиртного на душу населения заметно превысило исходный уровень к 1994 году, что привело в результате к совершенно катастрофическому росту смертности в России.
В 2005 году, по случаю 20-летия антиалкогольной кампании, Горбачёв в одном из интервью заметил: «Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно». (За матеріалами ru.wikipedia.org).