Чи вдасться в Чернівцях налагодити успішну книготоргівлю?

Чи вдасться в Чернівцях налагодити успішну книготоргівлю?

10.07.2014, 21:38

Книжным супермаркетам ищут замену

Библиотеки могут оказаться инвестиционно привлекательными объектами для переоборудования в центры досуга

Со времен экономического кризиса книжная розничная торговля перестала предлагать потребителям новые каналы и модели продаж. Фактически на украинском рынке установилась гегемония одного формата — книжного супермаркета. Как правило, это сетевые магазины, расположенные в торговых центрах или возле людных мест. Некоторые из сетей начали позиционировать себя как центры досуга. Но обычно это название означает всего лишь наличие в торговом зале мини-сцены для презентаций или проведения литературных вечеров, а также нескольких столиков со стойкой для продажи кофе в уголке.

ФОРМАТЫ И ПУСТОТА

По мнению издателей, увлечение дистрибьюторов книжными «универмагами» сказывается на продажах не лучшим образом. «Территория и ассортимент в таких магазинах достаточно большие, но навигация и помощь в подборе литературы устроены не лучшим образом. Если человек не пришел за какой-то конкретной книгой, а просто чтобы найти себе чтиво по душе, ему придется бродить вдоль рядов и полагаться на читательскую интуицию, — отмечает директор издательства «Саммит-книга» Игорь Степурин. — Два-три консультанта магазина не могут знать многотысячный ассортимент, потому и советовать, стоящая книжка или нет, тоже не могут. Да этого от них давно и не ждут. Поэтому посетитель часто уходит ни с чем». Иными словами, модель украинского книжного супермаркета хорошо подходит для совершения точных и быстрых покупок «по пути», но не для проведения досуга.

По мнению Александра Красовицкого, директора издательства «Фолио», форматы, при которых книжные магазины играют роль места для приятного времяпровождения, а покупатели тратят деньги не только на покупку, но и на сопровождающие удовольствия, вряд ли будут у нас рентабельными. «В отличие от Москвы и Питера, где такие форматы успешны, у нас даже в Киеве или Львове нет среднего класса, в менталитет которого вписывалось бы подобное отношение к книгам и чтению в целом. Золотая молодежь есть, а вот среднего класса пока нет. А без стабильной аудитории подобные заведения могут прогореть, поскольку они весьма затратны. И управлять ими, учитывая нагрузку по «культурной программе», под силу лишь менеджерам первого эшелона. Так что формировать здесь спрос предложением — большой риск», — отмечает Александр Красовицкий.

Тем не менее, по его словам, «Фолио» во второй половине августа откроет в Киеве торговую площадку в формате «чтение как досуг». «Мы арендовали в центре большую площадку, где помимо книжного магазина будет большой зал в виде открытого пространства. Там посетители смогут почитать представленные в магазине книги, выпить кофе и перекусить, посмотреть немой фильм. В отличие от наших предшественников («Русская литература», «Бабуин». — Ред.) наш книжный ассортимент будет насчитывать до 20 тысяч позиций и строиться вокруг трех основных направлений: украинская литература, интеллектуальная проза, свежие хиты российского рынка», — рассказывает Александр Красовицкий.

Тем временем формулу «чашка кофе и уютная атмосфера — ключ к продаже книги» начали брать на вооружение смежные бизнесы. «Сложно оценить их перспективы. Но четыре кофейни «Аромы» продали в полтора раза больше книжек Гарика Корогодского, чем вся сеть «Читай-город», — рассказывает Игорь Степурин. — Заинтересовались книжным «сопутствующим бизнесом» и популярные нынче у молодежи заведения. К нам стали приходить заявки на товар от «креативных пространств» вроде «Часопыса» и даже от хостелов. Посмотрим, какую динамику они покажут».

ПРИЦЕЛ НА «ЖИРНЫЕ» ПОМЕЩЕНИЯ

«Шансы, что у нас появятся новые форматы, очень малы. Повлиять на ситуацию сможет лишь открытие книжной биржи, которая решит множество вопросов логистики и будет способствовать развитию региональных продаж. Но это явно не вопрос ближайшего времени. Есть и второй вариант — получение доступа к аренде коммунальной собственности под книжную розницу по льготной цене. Не удивительно, что к этой идее постоянно возвращаются», — говорит Александр Красовицкий. Действительно, в конце весны возобновились переговоры с властями по поводу реанимации КП «Книжный магазин». Предполагается, что сеть, для которой выделят ряд коммунальных площадок, станет агентом распространения украинской книги с меньшими торговыми наценками — своего рода аналогом книжной сети «Є». Но учитывая предыдущие злоключения этого начинания и отсутствие игроков, готовых взять на себе все организационные хлопоты, шансы на его реализацию ничтожны.

В свою очередь, братья Капрановы активно агитируют за создание сети книжных магазинов при высших учебных заведениях. Однако другие участники рынка считают этот план практически невыполнимым. «Идея хорошая: льготная аренда, низкие торговые наценки. Но стать полноценными торговыми точками им будет сложно, ведь на территорию учебного заведения обычно пропускают лишь студентов, преподавателей и людей «по делу». Думаю, только у единичных вузов найдутся помещения с отдельным выходом на улицу, как у книжного магазина Киево-Могилянской академии», — считает Игорь Степурин.

Более жизнеспособной кажется идея апгрейда библиотек, по крайней мере столичных. «Библиотеки — одни из немногих объектов коммунальной недвижимости, кому удалось сохранить свое «жирное» расположение в центре города. В России с большим успехом уже переделали шесть-семь библиотек в Москве и Санкт-Петербурге: установили бесплатный Wi-Fi, продлили время работы до полуночи, оборудовали уютные недорогие кафетерии. У этих проектов сегодня нет отбоя от инвесторов», — говорит Игорь Степурин.

Конечно, реализация подобных проектов требует кардинального изменения механизма работы украинских библиотек. Дело в том, что львиную долю их занимают книгохранилища. Книжная палата Украины сейчас продвигает проект, согласно которому в библиотеках будет оставаться литература, изданная в последние пять лет, а остальная часть фондов перебазируется в единое большое книгохранилище и будет поступать в библиотеки по запросу. Это позволит библиотекам высвободить площади для переоборудования в центры досуга.

Такого рода проекты, полагают издатели, будут способствовать продажам книг. «Это шанс оживить цепочку знакомства потенциальных читателей с книгами и их авторами. Если книга зацепит, велики шансы, что человек купит ее, чтобы дочитать дома, пополнить свою личную библиотеку. Или же приобретет другие произведения этого автора», — говорит Игорь Степурин.

ДИСКАВЕРИ

Рецепт успеха

На недочетах в работе отечественных книжных супермаркетов могли бы выиграть специализированные магазины, которых на рынке почти не осталось. По мнению издателей, учитывая последние события в стране, повышенным спросом пользовался бы магазин «Политическая книга». Судя по популярности темы кулинарии на нашем ТВ, серьезный потенциал имели бы и книготорговые площадки, где проводились бы мастер-классы с участием известных поваров. Специализированные магазины интересны издателям и с точки зрения проведения презентаций. «Такие магазины знают свою аудиторию, а значит и на мероприятие попадут неслучайные люди. Да и, например, презентацию мемуаров какого-нибудь политика респектабельнее проводить не в торговом центре, а в профильном магазине», — считают в «Саммит-книге».

Читайте новости Comments.UA

1