«Митрополит Онуфрий и его епископы выбрали ту сторону на этой войне…», - основатель Украинской Хельсинкской группы, вице-ректор Украинского католического университета Мирослав Маринович

«Митрополит Онуфрий и его епископы выбрали ту сторону на этой войне…», - основатель Украинской Хельсинкской группы, вице-ректор Украинского католического университета Мирослав Маринович

10.12.2018, 14:42

«Credo.Press»: Является ли УПЦ МП стороной конфликта на востоке Украины?

Мирослав МариновичОтветить однозначно невозможно, потому что внутри этой Церкви есть противоположные позиции. И Церковь пока что удерживает эти крайности. Скажем, есть диссидентская позиция митрополита Драбинко, а есть другая позиция — священников, которые прямо содействуют военным операциям России. Фактически они даже подпадают под действие украинского закона, нужно было бы просто их предавать суду, потому что они нарушают закон.

Но я хотел бы сказать о позиции священноначалия. Для меня был очень важным один момент, когда митрополит Онуфрий и сопровождавшие его лица присутствовали на большом собрании с участием президента Украины. И там была объявлена минута молчания по погибшим… Для меня было наиболее красноречиво то, что митрополит Онуфрий и его епископы тогда не встали. Если они не встали, чтобы почтить память погибших украинских воинов, значит они выбрали ту сторону. Они ведь понимали, что на них смотрит вся страна. Это меня очень смутило. Я понимаю, как сложно удерживать Церковь в единстве, но все же они сделали свой выбор.

 — Как, в этом контексте, Вы оцениваете миротворческую деятельность УПЦ МП? В конце прошлого года при посредничестве этой Церкви были освобождены пленные…

— Их миротворческая миссия осуществляется немного в стиле Медведчука [промосковский украинский политик, кум Путина – ред.]. Она не ставит под сомнение интересы России, а просто лишь обеспечивает ситуативные договоренности. Другими словами, тезис о мире – правильный с христианской точки зрения – не может быть лукавым. Если это подыгрывание агрессии, то это неправильно. Скажем, Мюнхенский договор тоже как бы был мирным, но на самом деле он потакал агрессору и развращал его. Потом все убедились, что таким путем невозможно установить мир.

Прекрасно, когда идет речь об освобождении или обмене пленных, необходимо спасать человеческие жизни, но…

 — УПЦ МП остается единственной украинской конфессией, которая не признает наличие агрессора в этой войне и настаивает на ее внутреннем, «гражданском» характере. А Вы видите в этом конфликте элементы внутреннего?

— В преддверие конфликта, конечно, существовали внутренние украинские проблемы. Но они всегда были в Украине, во все годы независимости. Однако, превратить это в вооруженный конфликт смогла только Россия. Я абсолютно убежден в этом.

 — Какие цели преследует священноначалие УПЦ МП, занимая такую позицию?

— В первую очередь, это кадровый вопрос. После смерти митрополита Владимира стоял вопрос, кто будет его преемником. Москва четко требовала от такого преемника демонстративной лояльности. И Онуфрий фактически не имел выхода. Хотя, конечно, он имел выход – человеческая совесть должна работать. Но он счел для себя более важным быть главой Церкви.

 Беседовал Александр Солдатов,

“Credo.Press”

1