«Два врача избежали депортации и лагерей смерти лишь после того, как заплатили по 200 тысяч лей»

«Два врача избежали депортации и лагерей смерти лишь после того, как заплатили по 200 тысяч лей»

29.11.2011, 13:02

«Румынско-фашистского» мэра Черновцов Траяна Поповича, спасшего в 1941 году около 20 тысяч евреев и признанного за это в Израиле праведником мира, спустя 70 лет заподозрили… в коррупции

В Черновцах — городе, принадлежавшем до 1918 года Австрии, с 1918-го по 1940-й — Румынии, в 1941-м, когда установилась румынско-фашистская власть, от Холокоста были спасены около 20 тысяч евреев.

К 70-летию этих событий городские власти приняли решение увековечить память Траяна Поповича, который занимал в то время пост мэра (по-румынски — примаря) Черновцов. Отныне его портрет занял место в галерее бургомистров, примарей и глав города Черновцы, которая украшает зал заседаний горсовета.

«Отчаяние породило взяточничество и коррупцию: деньги решали больше, чем справедливость. Богатеи могли купить свою свободу»

Летом 1941 года, когда немецко-румынские войска заняли Черновцы, было создано гетто, в которое согнали 50 тысяч евреев, чтобы отправить в лагеря Транснистрии, где людей ждала неминуемая гибель. Такая судьба постигла практически все еврейское население других городов, сел и местечек Буковины и Бессарабии, оказавшихся под румынско-фашистской властью.

В Черновцах было несколько по-другому. Адвокат Траян Попович, назначенный приказом маршала Антонеску от 1 августа 1941 года мэром города, начал активно добиваться отмены еврейской депортации, открыто заявляя, что это — преступление, которого нельзя допустить. Ему удалось убедить власти. 15 октября маршал Антонеску в беседе с губернатором Буковины Калотеску разрешил остаться в Черновцах 20 тысячам евреев. Это были представители нужных городу профессий, лица старше 60 лет, женщины со сроком беременности свыше шести месяцев, матери с грудными детьми, государственные пенсионеры и бывшие офицеры запаса.

На основании устного приказа диктатора администрация Траяна Поповича выдавала указанным категориям евреев так называемые авторизации. Они позволяли людям жить в городе, в своих квартирах. В народе такие справки называли «траяновы авторизации». В июле 1942 года, когда Попович уже не был черновицким мэром, четыре тысячи этих документов новая администрация аннулировала, а их обладатели были высланы в Транснистрию. Однако 16 тысяч черновицких евреев благодаря «траяновым авторизациям» целыми и невредимыми дожили до освобождения.

Сегодня многие называют Поповича «буковинским Шиндлером». Не исключено, что если бы Стивен Спилберг знал о черновицком примаре, то снял бы фильм именно о нем. Оскар Шиндлер, получивший всемирную известность после выхода на экраны фильма Спилберга, спас 1 тысячу 400 жизней. Черновчанин Траян Попович — почти в 12 раз больше! Израильский институт Холокоста «Яд ва Шем» еще в 1987 году признал Траяна Поповича праведником мира, в Тель-Авиве ему установлен памятник.

По примеру Голливуда канадская кинокомпания из Торонто Veni Vici Entertainment запустила в производство картину о Траяне Поповиче, в котором роль героя сыграет знаменитый Дастин Хоффман (родители актера по происхождению — черновицкие евреи). Предполагается, что картину снимут в 2012 году. Ее рабочее название «20 тысяч святых».

Решение Черновицкого горсовета об увековечении памяти Траяна Поповича вызвало, однако, возражения и протесты некоторых историков и общественных деятелей.

— Траян Попович, — утверждает историк Владимир Старик, председатель черновицкой общественной организации «Украинский народный дом», — и его администрация на самом деле брали внушительные суммы взяток с каждого спасенного еврея. Существовала целая «коррупционная схема», и тому есть бесчисленное множество свидетельств.

В доказательство Владимир Старик приводит свидетельства выживших черновчан из литературно-мемуарных источников:

«…Фактически разрешения на дальнейшее пребывание в Черновицах в большинстве случаев продавались за сказочные суммы. Люди, не обладавшие достаточными средствами, не могли получить разрешения даже в том случае, если они по своей профессии или другим условиям подходили по критериям».

Э. Гросберг (»Черная книга» В. Гросмана и И. Эренбурга)

«…Попович лично подписал 4000 разрешений остаться в городе для высококвалифицированных евреев; их называли «евреями Траяна». Попович лично принес эту хорошую весть в гетто, подав людям луч надежды. Комитет по отбору приказал руководителям еврейского общества подготовить списки. Отчаяние породило взяточничество и коррупцию; деньги решали больше, чем справедливость. Богатеи могли купить свою свободу. Тысячи, включая наших близких родственников, подкупали коррумпированных румынских чиновников. Румынская система бакшиша сохранилась; подобного процесса нельзя было бы себе представить в Германии…

…К сожалению, мы не имели «траяновых авторизаций». Мой отец не обладал недвижимостью, и мы не имели денег для взятки. Это вызывало жаркие споры с нашими родственниками. Моя мать была неуступчивой: «Они нас обманывают для того, чтобы завладеть нашими деньгами, но в конце концов они всех нас депортируют…»

Рут Глазберг Гольд (книга «Дети, выжившие во время окончательного решения», Нью-Йорк)

«16 октября 1941: вечер.

Приблизительно 6 тысяч людей уже было послано на смерть. Тогда бургомистр Траян Попович принес новость в еврейскую больницу: ему удалось получить временную отсрочку от депортации — для того, чтобы отделить евреев, нужных городскому хозяйству.

17 октября 1941:

Появились посредники, которые обещали авторизации за большие суммы денег. Уже выписанные авторизации не попадали к просителям, но возвращались назад для того, чтобы можно было выжать из людей еще больше денег. Например, двое врачей получили свои авторизации лишь после того, как заплатили по 200 тысяч лей. Немалые злоупотребления совершались и при выдаче авторизаций для пациентов психиатрической больницы. Их выдавали под разными фамилиями тем, кто заплатит самую высокую цену (в долларах или золотой монете)».

Натан Гельцер (»Страницы дневника из Черновцов и Транснистрии». — Тель-Авив, 1962 год)

«В соседних градах и весях многие жертвы Холокоста и рады были бы заплатить за свою жизнь, да некому было»

— Оценивая сегодня, — говорит Владимир Старик, — историю продажи за немалые деньги «траяновых» освобождений от депортации в Транснистрию тысячам богатых черновицких евреев, трудно не увидеть за всем этим коррупционные действия тех, кто придумал и осуществил эту операцию. А в остальном — Траян Попович был обычным чиновником на службе оккупационного фашистского режима, на счету которого в 1941-м ликвидированные украинские средние и высшие школы в Черновцах, уничтоженные украинские музыкальные и театральные коллективы, снесенные памятники Шевченко, Гоголю, Горькому и многое другое. Таким образом, решение увековечить память фашиста и взяточника в здании органа местного самоуправления украинского города трудно назвать разумным и взвешенным…

— Наша позиция однозначна, — заявил Иосиф Зисельс, председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины, уроженец Черновцов. — Хоть я и сам слышал от коренных черновчан истории о взятках за спасение, но нет никаких доказательств, что деньги от поборов шли непосредственно Поповичу. С другой стороны, если бы Попович хотел обобрать черновицких евреев, это можно было сделать, не спасая их, а наоборот — забрать все при депортации. Как и делали румынские власти в других местах…

— Даже если брались какие-то деньги, — поясняет Бронислав Тутельман, черновицкий художник,- то разве беспрецендентное количество спасенных жизней не стоит того? В соседних градах и весях многие жертвы Холокоста и рады были бы заплатить за свою жизнь, да некому было. Их судьба была безальтернативной, поэтому это страшное явление и получило имя собственное — Холокост. Если есть варианты, если, хоть и за деньги, но в принципе можно спастись — это уже не Холокост. И только за это мы, черновицкие евреи, остаемся вечно благодарными Траяну Поповичу.

— Когда-то я переводил книгу Траяна Поповича «Исповедь», — вспоминает Сергей Воронцов, черновицкий журналист и литератор, — там изложены события с точки зрения самого автора: «Двенадцатого октября меня пригласили к губернатору на совещание всех высших чиновников. Присутствовали руководители разных департаментов, председатель апелляционного суда, генеральный прокурор, военный комендант, руководитель сигуранцы, префекты районов, делегаты генерального штаба, руководитель военного кабинета и я, мэр. Все мы были проинформированы генерал-губернатором о решении депортировать евреев. Губернатор захотел узнать наши мысли и предложения…

…Не так важно, кто из присутствующих поддержал депортацию, а кто — нет. Но надо отметить факт, что никто не взял на себя смелости высказаться против действий, имевших такие трагические последствия для истории нашего народа. Лишь я один выступил с обсуждением еврейской проблемы в свете сложившейся ситуации. И сказал, что мы, маленький народ, не должны поддаваться расовой ненависти, указал на то, что евреи сделали достойный вклад в развитие экономики страны, в ее культуру, и заявил протест от себя как мэра против этого акта. Требовал милости для тех, кто был крещен в церкви, указывая, что мы не должны хоронить миссионерский дух, который является краеугольным камнем христианства…»

Конечно, автор «Исповеди» выглядит героем, одиночкой, идущим против всех. Если так и было — он, безусловно, праведник и святой. Однако факт: книга написана незадолго до смерти — Траян Попович умер в 1946 году. Немногие способны на самозабвенное вранье на смертном пороге…

«Действия спасителя не были мотивированы получением денежного вознаграждения»

— Я слышал в детстве от бабушек разные истории про поборы, — говорит Эмиль Крупник, киевский поэт, урожденный черновчанин. — Семья соседа моего дедушки (известного адвоката) спаслась, вроде бы заплатив неслыханные деньги. Остались нищими, но живыми. Однако это не значит, что деньги брал Траян Попович себе лично. Над ним ведь были вышестоящие «партайгеноссе». Задумайтесь: а какими аргументами можно было убедить самого Иона Антонеску сделать такое беспрецедентное исключение для евреев Черновцов? В «Исповеди» Поповича на это обстоятельство имеется очень прозрачное указание: «Эта исповедь — не место для описания способов, с помощью которых я пытался опосредованно повлиять на волю маршала, главное, что усилия мои оказались успешными…»

— Как вы думаете, — спрашивает коренной черновчанин Семен Цидельковский, поэт, продюсер, заслуженный деятель искусств Украины, — из 50 тысяч черновицких евреев в 1941 году 20 тысяч — 40 процентов! — были несметно богаты? И заплатили «бешеные» деньги за свое спасение? Вы в это верите?

И еще. Во всех воспоминаниях выживших черновицких евреев — только слова благодарности в адрес Поповича. В том числе и в тех, на которые ссылается Владимир Старик. И нигде ни намека, что деньги шли ему лично. Возможно, низовые чиновники и воспользовались ситуацией — коррумпированность румынской власти тех лет известна. Но лично Попович — сто раз нет, я в этом уверен.

В «Яд ва Шем» его признали праведником. А там обязательным условием для этого является, цитирую дословно: «Действия спасителя не были мотивированы получением денежного вознаграждения, и если он брал деньги, то лишь для того, чтобы обеспечить успех спасения, а не с целью обогащения». Думаете, израильтяне не провели скрупулезного расследования?

Как уже говорилось, Траян Попович умер в 1946 году в возрасте 54 лет. В том же году разные трибуналы осудили как военных преступников всех остальных участников исторического октябрьского совещания, описанного в «Исповеди». К Поповичу претензий не было.

Траян Попович похоронен там же, где родился — в селе Удешт Сучавского уезда Румынии. Он прожил жизнь недолгую и непростую. После него остались тысячи спасенных жизней…

Александр КАРВАТСКИЙ, специально для «ФАКТОВ»